Йод, зелёнка, валерьянка и малиновый сироп, который щедро подливала в тёплый чай во время простуды бабушка. Те самые «лекарства из детства» по-прежнему можно найти в аптеках, и кажется, что за годы они не меняются. И часть из них производят буквально «под носом», на Кемеровской фармацевтической фабрике. При этом кемеровские фармацевты остаются не только верны традициям в плане производства лекарств, но и предлагают рынку новые, пока ещё не привычные продукты, а в последние годы – занимают ниши на международном рынке. О том, почему иностранцам так интересна кузбасская продукция, рассказал начальник производства экстрактов Кемеровской фармацевтической фабрики Михаил Арзютов.
Родом из СССР
Производство аптечных средств было налажено в Кемерове ещё в 1943 году. В то время в каждом регионе СССР организовывались подобного рода фабрики, которые должны были обеспечивать население простыми и доступными лекарственными средствами. В 90-е годы большинство из этих предприятий закрылись и обанкротились, по всей России к настоящему времени осталось всего несколько региональных фармацевтических фабрик, в том числе и в Кемерове.
Сейчас Кемеровская фармацевтическая фабрика – относительно небольшое предприятие, около 60 человек сотрудников. В двух корпусах, на Кузнецком и Стахановской, расположено производство. Здесь делают простые и привычные. но необходимые всем аптечные средства — настойки пустырника, лекарственных трав, валерианы, пиона, зелёнку, муравьиный спирт и большой спектр дезинфицирующих средств, которые сейчас так необходимы. Кроме того, во втором корпусе, на Стахановской, фабрика делает сухие растительные экстракты, сиропы и БАДы на их основе.
Кстати, именно относительно новое направление производства предприятия – производство растительных экстрактов, позволило Кемеровской фармацевтической фабрике выйти на международный рынок. Продукция оказалась востребована и в России, и за рубежом у представителей фармацевтического бизнеса и косметической сферы.
Натуральный продукт
Сейчас в Кемерове создают около 200 наименований экстрактов из различных лечебных трав. Это натуральный продукт, который можно использовать в качестве компонентов в таблетках, капсулах, косметических средствах, БАДах, в качестве добавки в продукции здорового питания.
В России востребованы экстракты традиционных лечебных трав — боярышника, валерианы, пиона, в последнее время – женьшеня и золотого корня, но по-настоящему большой спрос на них есть за рубежом, в частности, в США и Европе, из-за того, что профилактическая медицина и использование БАДов там вошло в повседневную жизнь большинства населения.
«В основном представителей США и Европы интересуют экстракты сибирских эндемиков – из-за своих уникальных свойств экстракты растений, выращенных в Сибири, добавляют в различные БАДы. Считается, что сырьё из Сибири, по сравнению с аналогичным продуктом из стран Азии и из Финляндии, где также культивируют лекарственные травы, схожие с нашими, отличается более высокими качественными характеристиками», — рассказал Михаил Арзютов.
«Заготовки» для экстрактов – это дикоросы, которые собирают в лесах и лугах одного из наиболее экологически чистых регионов России – Алтайского края и южных районов Кузбасса, а также специально выращенные в теплицах растения. При этом часть из них Кемеровская фармацевтическая фабрика культивирует: в Кемеровском районе работает небольшая плантация где выращивают родиолу, маралий корень, красный корень.
Экстракты из растений делают при помощи современной низкотемпературной (35-40 градусов) вакуумной водно-этанольной и водной экстракции и последующей низкотемпературной вакуумной сушки. Применение такой технологии, позволяет сохранить высокое содержание биологически активных веществ.
Поддержка экспортного центра
По словам Михаила Арзютова, выйти на международный рынок Кемеровской фармацевтической фабрике помогло сотрудничество с центром поддержки экспорта Кемеровской области (ЦПЭ). Специалисты центра помогли компании оценить свой потенциал и разработать новое направление работы и благодаря этому сотрудничеству Кемеровская фармацевтическая фабрика даже получила гранты на развитие этого направления.
Сотрудничество продолжается до сих пор, хотя кемеровчане за несколько лет работы уже успели наладить контакты с несколькими поставщиками. К примеру, при поддержке специалистов центра поддержки экспорта относительно недавно были направлены заявки на поставку экстрактов сразу в несколько стран Европы.
Кстати, первый «выход за рубеж» начался тоже с посещения выставки пищевой продукции в Москве в 2017 году. Этот визит позволил представителям Кузбасской фармацевтической компании завести новые знакомства, в том числе и с представителем американской компании.
Первая поставка в США произошла в конце 2017 года, на протяжении 2018-2019 годов поставки в США продолжились, к тому же кузбасский производитель стал выходить на европейский рынок.
«Представитель американской компании на тот момент искал поставщиков качественного экстракта золотого корня и предложил заключить контракт на поставку «пробной партии» экстракте. Заключение контракта заняло 1,5-2 месяца, с этой компанией мы сотрудничаем до сих пор, из натуральных экстрактов они делают биологические добавки, распространяют свою продукцию в США», — вспоминает Михаил Арзютов.
В Европе Кемеровской фармацевтической фабрике удалось наладить сотрудничество с компанией из Эстонии.
Запад vs Восток
Впрочем, Кемеровскую фармацевтическую фабрику интересует не только Запад в качестве рынка сбыта, но и Азия. Здесь растительные экстракты, как и любой натуральный продукт, также востребованы и хорошо продаются и покупаются. При этом азиатские страны могут выступать и поставщиками, и покупателями.
Причём, по словам Михаила Арзютова, разница в менталитетах между Западом и Востоком чувствуется даже в ведении бизнеса.
«Для западных стран заключение контракта является основным пунктом в заключении сделки – это документ, который выглядит как многостраничный сборник с перечислением всех возможных ситуаций и условий, которые вообще могут произойти. Заключение сделки на азиатском рынка – это, в первую очередь, торги, когда на всех этапах переговоров поставщика пытаются максимально «подвинуть» по цене и условиям», — объяснил представитель Кемеровской фармацевтической фабрики.
На рынке растительных экстрактов эталонным стандартом по производству и использованию считаются европейские и американские компании –все бизнес-процессы там отлажены и стандартизированы. Российская продукция занимает «серединное» положение – при высоких качественных характеристиках и чуть более высокой, чем на азиатском рынке.
Перспективы развития
В ближайшие годы Кемеровская фармацевтическая фабрика намерена развивать производство растительных экстрактов, в том числе и с применением сырья из культивированных растений. Кроме того, в планах компании – выпуск пищевых и биологически активных добавок под собственной торговой маркой, которые должны в ближайшие три месяца появиться в продаже на международных электронных интернет-площадках.